ДЕРЖАТЬ КАРМАН ШИРЕ?

Марина Мелия – профессор психологии, коуч-консультант первых лиц российского бизнеса, мама троих детей. Автор бестселлеров о воспитании детей в современных условиях – «Главный секрет первого года жизни» и «Наши бедные богатые дети». В сентябре в издательстве «Эксмо» выходит её новая книга «Отстаньте от ребёнка! Простые правила мудрых родителей». Публикуем фрагмент главы «Как давать карманные деньги?»

КАК ДАВАТЬ КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ?

Отец старшеклассника пожаловался, что сын требует всё больше денег на карманные расходы. Они с женой всячески стараются его ограничивать. Когда сын, вместо того, чтобы готовиться к экзаменам, поехал на вечеринку, его на две недели лишили карманных денег. Он обиделся, объявил родителям бойкот, стал мало бывать дома. Теперь родители не знают, что лучше: всё-таки дать ему денег, чтобы вернулся к учебе, или проявить принципиальность – выдержать две недели, раз он наказан.

Вопрос «давать или не давать» не стоит, вопрос в том, как делать это грамотно и с пользой. Помогут пять важных правил.

Не связывать деньги с поведением. Карманные деньги – это, прежде всего, символ принадлежности ребёнка к семье. Ребёнок должен получать их не за отличные оценки и хорошее поведение, не за победы в олимпиадах и спортивных соревнованиях, не за любовь и уважение к нам, родителям, а просто потому, что он – член семьи.

Я категорически против того, чтобы увязывать карманные деньги и домашние обязанности: убраться в комнате, купить продукты, помыть машину. Семья – это не рыночные отношения, где платят за оказанные услуги. Это ВЗАИМОотношения, основанные на заботе, любви, доброте. Дети – часть команды, в которой все помогают друг другу.

Не попрекать. Мы ни в коем случае не должны попрекать ребёнка деньгами или, как говорили в старину, «куском хлеба». И не важно, что этот хлеб с маслом и икрой. Особенно анекдотично выглядят попытки некоторых родителей подсчитать сумму, выданную ребёнку, а потом предъявить ему счёт. В подобных ситуациях я задаю родителям вопрос: «А вы давали ребёнку эти деньги взаймы?». И они удивляются нелепости своих претензий.

Выработать систему. Нужно чётко продумать, сколько мы готовы давать детям на карманные расходы, и уже не метаться из стороны в сторону. Ребёнок должен заранее знать, какую сумму он получит, когда и на какой срок. Если она меняется, надо объяснить почему. Главное, чётко договориться и сообщить об этом своим домашним, чтобы в семье все действовали согласованно.

Как определить, сколько давать? С одной стороны, ребёнок не должен чувствовать себя обделённым, с другой – денег должно быть всегда чуть меньше, чем хочется, чтобы он учился рассчитывать свои траты.

Учить распоряжаться деньгами. Прежде чем выдавать детям ощутимые суммы на карманные расходы, мы должны научить их грамотно распоряжаться небольшими деньгами. Начинать «финансовый ликбез» надо как можно раньше.

Важно своим поведением не провоцировать ребёнка на безответственные поступки. Скажем, он «забыл» деньги дома и просит нас купить что-то, что он обычно покупает на свои карманные. Мы даём ему в долг, который он обязан вернуть. А если он этого не сделает, нужно доброжелательно, но твёрдо сказать, что в долг дают только людям с хорошей кредитной историей.

Ребёнок должен чётко понимать: он свободен распоряжаться деньгами по своему усмотрению, но если спустил всё до копейки, а до следующего «транша» ещё неделя, выкручивайся, как хочешь: если деньги кончились – значит, кончились.

Давать свободу в тратах. По мере взросления финансовый контроль должен ослабевать. Как только ребёнок привыкнет следовать установленным правилам, можно не требовать еженедельных отчётов, не отслеживать SMS с его счёта. К 18–20 годам свобода в распоряжении деньгами особенно важна. Мы даём ребёнку деньги, а куда он их потратит – это его дело.

Карманные деньги – не целевые выплаты на что-то конкретное: на школьные обеды или плановые экскурсии. Целевыми деньгами нельзя распоряжаться, как хочешь, а карманными – можно, это свобода выбора. К моменту получения денег ребёнок уже обладает набором установок и усвоенных правил. Если родителям не нравится, как он тратит деньги, это не значит, что они могут их у него отобрать. Это значит, что ребёнок не знал или не усвоил семейные правила.

 

Многие воспринимают карманные деньги, как эффективное средство манипуляции: лишим денег – исправится поведение. Я не поддерживаю эту позицию и считаю, что карманные деньги – скорее способ воспитания ответственности и финансовой грамотности.