ДОРОГО ЯИЧКО

Как разместить внутри яйца паровоз, яхту и Гатчинский дворец и кто из русских умельцев помогал Карлу Фаберже создавать самые известные и дорогие пасхальные подарки, выясняла Дарья Андреева.

Декоративные яйца из драгоценных металлов, созданные Карлом Фаберже для российского императорского дома, стали достоянием не только русской, но и мировой культуры. Сегодня они находятся в частных и государственных коллекциях в разных странах мира, но больше всего их в Санкт-Петербурге в Музее Фаберже.

Знаменитая ювелирная пасхальная серия создавалась в период с 1885 по 1917 год. Всего было сделано 71 яйцо, 54 из которых – для дома Романовых.

Первое яйцо Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали по заказу Александра III. Говорят, император хотел порадовать свою супругу Марию Федоровну, датскую принцессу, сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из королевской сокровищницы Дании. Там в начале ХVIII века изготавливали ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри, а в курочке находилась миниатюрная корона. Подарок так понравился, что Александр III стал заказывать сувенирные яйца ежегодно. Позже традицию продолжил его сын Николай II. Он заказывал у Фаберже уже два яйца – для матери и для супруги.

Работа ювелиров была настолько тонкой и сложной, что занимала практически целый год. Каждое яйцо было уникально и содержало так называемый «сюрприз» – драгоценное вложение. Хранились царские сувениры в специальных футлярах-сейфах и извлекались оттуда для показа только на праздник.

Любопытный факт: мир знает Фаберже, но за именем российского ювелира немецкого происхождения стоит целая команда мастеров, чьи имена мало кому известны. А, между тем, треть императорских яиц сделал крестьянин Олонецкой губернии Михаил Перхин, который в течение 18-ти лет был главным мастером ювелирного дома Фаберже. Этакий тульский левша, который, конечно, блоху не подковывал, зато сумел вложить внутрь царского яйца точную копию первого поезда Транссибирской магистрали. Платиновый паровоз с фарами из алмазов и фонарем из рубина состоял из пяти золотых вагончиков с окнами из горного хрусталя и надписями: «Почтовый», «Для дам», «Для курящих», «Для некурящих» и последний вагон – «Церковь». Заводной механизм позволял поезду проехать почти целый метр. Яйцо демонстрировалось на Всемирной выставке в Париже в 1900 году как шедевр ювелирного искусства.

В 1902 году Михаил Перхин создал яйцо «Гатчинский дворец», содержащее в качестве вложения копию любимой резиденции Марии Федоровны со всеми архитектурными подробностями и памятником Павлу I перед фасадом. Были и другие яйца, отражающие знаковые события российской истории, а также символы империи. В разное время внутри золотых скорлупок оказывались яхта «Штандарт» и боевой крейсер «Азов», коронационная карета Александры Федоровны и Александровский дворец. А в тяжелые для страны времена императрица получила в подарок яйцо «Военное стальное».