ЭКРАННОЕ ВРЕМЯ

Какое кино смотреть с подростком? Размышляет Софья Ремез.

«Семейным кино» принято считать фильмы и мультфильмы о говорящих животных, волшебниках, роботах и непослушных детях, которые в конце обязательно станут послушными. К такому «универсальному» кино с обязательной моралью в конце интерес детей теряется уже лет в двенадцать. И всё же совместные кинопросмотры – один из немногочисленных способов сохранить отношения с растущим человеком, не терять и укрепить с ним связь.

С каждым годом – всё меньше поводов для разговора. Нам кажется, что дети увлекаются непонятной фигнёй: странные игры, выборочное питание, идеи марксизма, музыка, в которой нет ни мелодии, ни слов. Они больше не смеются над нашими шутками (обидно, конечно). У них нет времени на прогулки с нами, мы в разное время ходим в бассейн, даже путешествуем уже не вместе.

Не помню, кто предложил это первым, но вот уже пару лет мы с сыном смотрим кино по воскресеньям. Вообще, это страшно – начать смотреть фильмы вместе. Во-первых, потому что любимое кино – это такое, очень личное. Во-вторых, потому что почти всё, что нравится (и нам, и им) – не рекомендуется детям до шестнадцати. В-третьих, потому что ритм старого видеоряда сильно отличается от актуального ритма. Есть вероятность, что скучно станет уже на долгих первых титрах. Но нужно было рискнуть и с чего-то начать. И мы рискнули.

Итак, что смотреть вместе с подростком?

Про наше детство.
Мы, конечно, всё ещё чувствуем себя на двадцать. Ну, хорошо, на тридцать. Но им мы уже кажемся старыми и бестолковыми. Посмотрите вместе старое кино о подростках. Сейчас, когда в моду возвращаются попеременно семидесятые, восьмидесятые и девяностые, все эти варёные джинсы, комбинезоны, бескомпромиссные мини-юбки и клетчатые рубашки, картинка из восьмидесятых не выглядит архаично. В семидесятых и восьмидесятых снимали лучшие советские фильмы о подростках – «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Когда я вырасту и стану великаном», «Ключ без права передачи», «Чужие письма», «Розыгрыш», «Школьный вальс», «Не болит голова у дятла», «Вам и не снилось». Это истории о дружбе, первой любви, обидах и непонимании. Здесь проблемы подростков, их родителей и учителей часто бывают очень похожими. У этих фильмов – сложный открытый финал, который оставляет место воображению.

Американские и европейские фильмы того же времени – «Клуб «Завтрак», «Грязные танцы», «Бум», «Бум-2», «Папаши» или культовая трилогия «Назад в будущее» – ещё ближе и понятнее детям, которые выросли в сравнительно благополучные нулевые.

Не надо недооценивать своего подростка. Человек в тринадцать-пятнадцать лет может видеть и понимать больше, чем его придавленный повседневностью, ограниченный собственным конформизмом, уставший родитель. «Это ещё рано», «это он/она не поймёт» – не аргумент. Стоит попробовать посмотреть вместе с сыном или дочерью классические киношедевры – и станет ясно, что дети гораздо тоньше и интереснее, чем мы привыкли о них думать. Кроме того, совместный просмотр Феллини или Бертолуччи позволит ребёнку увидеть в вас сложного, тонкого человека с хорошим вкусом. Любовь к французской «Новой волне» может начаться с фильма о детском одиночестве – «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо. Ранние фильмы Вуди Аллена наполнены циничным юмором, который так ценится в подростковом возрасте, а безупречную картинку «Дороги» Феллини, «Амели» Жёне или «Римских каникул» Уайлера оценит и двенадцатилетний.

Любая попса со временем покрывается благородной сединой и обретает приятный ретро-статус. Мы стеснялись любить «Красотку», «Золушку 80», «Титаник», «Леона» и даже все части «Американского пирога», а, в сущности, нечего здесь стыдиться.

Некоторые фильмы хочется ставить на паузу и обсуждать прямо во время просмотра. Это страшное кино о социальных экспериментах, политических системах, о войнах, фашизме или мести. («Эксперимент», «Эксперимент 2: Волна», «Сделано в СССР», «Империя солнца», «Жизнь прекрасна», «Дом, в котором я живу» и другие). Можно долго спорить о том, стоит ли пугать подростка, но очевидно, что без знания о жестокости не может быть и попыток ей противостоять.

Конечно, тема не исчерпывается перечисленным, кто-то захочет начать с «Криминального чтива» или «Крёстного отца». И вдруг окажется, что папа – не просто раздражительный ворчун, которого интересует только содержимое электронного дневника, а мама – не глупая ханжа, заботящаяся разве что о списках покупок или салонном маникюре. Любимое кино расскажет нашим детям о нас больше, чем можем рассказать мы сами.