ФОКУС НА ОСОБОГО РЕБЁНКА

«Особые» – так называют детей, чьё развитие отличается от нормы.

В своём большинстве они нуждаются в постоянном контроле за состоянием их здоровья и развития, – об этом нам рассказала доктор медицинских наук, профессор, член Американской Академии врачей и Европейского общества педиатров, заведующая отделением педиатрии Ильинской больницы Елена Соломоновна Кешишян.

► От появления в семье особого ребёнка не застрахована ни одна семья. Какие дети попадают в эту категорию?

Существует ряд заболеваний, которые нарушают ход нормального развития, оказывая существенное влияние на возникновение тех или иных отклонений у ребёнка, делая его особым. Это может происходить за счёт генетических поломок (наследственного или внутриутробного характера), вследствие родовой травмы и асфиксии в родах, в эту группу можно также отнести детей, у которых выявляется нарушение поведения, умственного, когнитивного и моторного развития (детский церебральный паралич).

Все они будут развиваться иначе, чем их обычные сверстники, и, помимо повышенного внимания родителей, в их ведении должны принимать участие педиатры, реабилитологи, педагоги и психологи.

► Сейчас всё чаще говорят о новой системе «раннего вмешательства» для детей с ДЦП. Что это такое?

«Раннее вмешательство» – это новая для России форма оказания комплексной помощи особым детям, которая через социальных работников и педагогов-дефектологов позволяет закреплять в домашних условиях навыки, приобретённые при стационарных курсах реабилитации, поддерживать и стимулировать потенциал развития ребёнка, а также даёт поддержку для семьи, которая, по большому счёту, переживает трагедию.

► Помимо ДЦП, большое внимание уделяют детям с аутизмом. С чем это связано?

Полагают, что аутизм – заболевание генетического происхождения. Оно начинает проявляться в 1,5-2 года, давая пик симптомов в возрасте 3-х лет. Ребёнок с аутизмом не ощущает себя зависимым от общества, взаимодействие происходит только, когда он сам его хочет. При этом аутизм можно корректировать.

На базе нашей Ильинской больницы функционирует Центр оценки развития и поведения особых детей. Он позволяет проводить обследования и при необходимости начинать раннюю терапию: не столько медикаментозную, сколько социально-поведенческую коррекцию с привлечением нейропсихологов, логопедов, дефектологов и других специалистов, которые направляют развитие ребёнка в более правильное русло, позволяют ему посещать детский сад, школу, а также находятся в постоянном контакте с родителями, поддерживая их и делая более комфортными взаимодействие и атмосферу в семье.