ФОРМУЛА РОССИЙСКОЙ «ФОРМУЛЫ»

В этом году исполняется пять лет с начала проведения в России этапов знаменитой «Формулы-1».

История взаимоотношений «Формулы-1» и России не так проста, как может показаться. Многие считают, что всё началось в 2014 году, когда в Сочи стартовал первый Гранпри России, но это, конечно, не так. Некоторые знают о российских Гран-при 1913 и 1914 годов, но, во-первых, они не имели национального статуса, а, во-вторых, понятия «Формулы-1» тогда ещё не существовало.

Оно появилось только после Второй мировой войны, когда новую категорию (поначалу она называлась «Формула-А») утвердила Международная автомобильная федерация (FIA). Первый международный чемпионат провели в 1950-м. А в 1958-м на гонке в Сильверстоуне побывала советская делегация, в состав которой входил автоспортивный судья и будущий ректор МАДИ Леонид Леонидович Афанасьев.

Вернувшись в СССР, Афанасьев приложил максимум усилий, чтобы привлечь интерес к автоспорту, создать аналогичную гоночную категорию внутри страны. В те годы это было несложно, так как весь технический регламент «Формулы-1» занимал одну страницу и фактически содержал лишь одно ограничение – объём двигателя не мог превышать 2,5 литров.

Уже в конце 1959 года президиум Всесоюзной секции автомобильного спорта ЦАМК утвердил новую классификацию гоночных машин, куда вошли Формула-1 (двигатель не более 2,5 литров), Формула-2 (до 750 куб.см) и Формула-3 (до 500 куб.см). В 1960-м состоялся первый чемпионат СССР по гонкам в классе «Формулы-1».

Конечно, в действительности советская «Формула-1» не шла с международной ни в какое сравнение. В качестве силовых установок использовались двигатели ГАЗ-21, власть на чемпионате мира Берни Экклстоун мечтал провести этап сезона за «железным занавесом», в Москве.

Вновь горячим сторонником проведения гонок выступил Афанасьев, к тому же к ним благосклонно относился и Брежнев, любивший быстрые машины. Дело продвинулось достаточно далеко – был разработан план трассы, проложенной прямо по улицам столицы в районе Лужников. Гран-при СССР был даже включён в календарь 1983 года.

Дальше других продвинулся проект трассы в Нагатинской пойме. Он родился в 2000-м году, а в 2003-м, когда жители Москвы впервые увидели заезды машин «Формулы-1» своими глазами на шоу-заездах Renault на Воробьёвых горах, мэр столицы Юрий Лужков публично пообещал привезти в город «гонки типа «Формулы-1».

Казалось, на этот раз всё получится: проект трассы был подготовлен главным архитектором «Формулы-1» Германом Тильке. Берни Экклстоун приехал в столицу на переговоры, которые должны были завершиться подписанием контракта – но не завершились.

Причины были чисто финансовые: деньги у города были, но в Москве попросту не ожидали, насколько жёсткими окажутся условия, выставленные Экклстоуном и подконтрольной ему FOM. Продавалось (и весьма дорого – речь шла о десятках миллионов долларов) только право попасть в календарь «Формулы», и при этом в FOM не были готовы делиться доходами.

Для Берни обычная практика – проведение Гран-при никогда не окупается само по себе, это прежде всего реклама города и страны, приносящая не прямые, а косвенные доходы. Но Лужков был этим просто поражён и подписывать контракт отказался. Очередные планы по проведению гонки «Формулы-1» в Москве рухнули.

После такого удара болельщики уже почти перестали верить в то, что «Формула-1» приедет в Россию в обозримом будущем. И даже появление в 2010 году на чемпионате мира первого российского пилота Виталия Петрова, казалось, не повлияло на ситуацию. Однако в конце того же года случилась сенсация: контракт на проведение российского этапа чемпионата мира был подписан!

Первую гонку запланировали на 2014 год, место – Сочи. За проектирование трассы вновь взялось ателье Германа Тильке. Конечно, помогла Олимпиада – без неё вряд ли этот проект был бы возможен. Гонка стартовала 12 октября 2014 года, и прошла весьма успешно. С тех пор национальный этап «Формулы-1» Россия принимает ежегодно. Через пару лет соревнования перенесли на весну, затем снова на осень. И сегодня можно с уверенностью сказать, что после долгих лет ожиданий и неудач этап Гран-при России нашел своё место в календаре чемпионата мира.

Материал подготовлен при участии автогонщика, мастера спорта, чемпиона СССР, тренера и автора книг о безопасном вождении Михаила Горбачева и обозревателя телеканала «Авто Плюс» Нины Окороковой