История моды. Начало

Париж, благодаря великому кутюрье Чарльзу Фредерику Ворту, стал центром моды XIX века, окутав столицу Франции царственными образами викторианской эпохи.

Чарльз родился в Англии 13 ноября 1826 года в бедной семье. В 11 лет ему пришлось бросить школу и пойти работать в типографию, чтобы зарабатывать на жизнь. Он ненавидел эту работу, и спустя несколько месяцев тяжёлого труда упросил родителей разрешить ему уехать работать в Лондон.

С помощью родственников его удалось устроить в Торговый дом Levis and Allenby. И, спустя год, он получил повышение и стал кассиром всего Торгового дома.

К двадцатилетию сына мама Чарльза скопила небольшую сумму, и у Ворта появилась возможность переехать в Париж. Он приехал в город, не зная ни единого слова по-французски, с сотней франков в кармане. Сколько же смелости и решительности потребовалось ему, чтобы сделать первый шаг к мечте!

Неудивительно, что вскоре он нашёл себе место работы. Это был маленький магазин тканей. Он и стал подлинным началом его карьеры.

Давайте на минутку представим, как одевались в 1850-е годы в Париже. Если вам нужно было сшить пальто, вы заказывали ткань в торговом доме и ставили к этой ткани подкладку из старого платья. И проблема решалась на последующие несколько лет. Никто даже не задумывался о том, чтобы сделать одежду нарядной. Мода была шаблонной и избитой. Костюмы и платья изготавливались из заурядной ткани синего, чёрного, коричневого или красного цвета.

Ворт был первым, кто оживил женское платье. Он сделал его элегантным, лёгким и воздушным.

Жена Ворта, с которой он познакомился, работая в магазине, стала его первой моделью. Он любил её, и ему хотелось одевать её красиво. Он рисовал эскизы платьев и очаровательных шляпок для жены. Так что первую коллекцию Чарльза Ворта создала сама любовь.

Чарльз, изучая женскую фигуру, понимал направление кроя в одежде. Он учитывал направление разных движений тела, что придавало фигуре в его платьях максимум элегантности.

Именно Ворт занялся развитием новых отделок с помощью бисера, позумента, шнура, галуна. Он же возродил рисунки старинных кружев и вышивки. Первым Ворт предложил своим клиенткам выбирать платье из предлагаемых моделей, демонстрируя их на манекенах. Дамы несколько раз приходили к нему на примерку. Именно такой процесс пошива одежды получил название haute couture («высокое качество пошива»).

И это Ворт открыл для мира моды профессию «манекенщица». Именно он первым стал устраивать модные дефиле, на которых манекенщицы демонстрировали модели его одежды.

Чарльз Ворт также изобрёл кринолин. Эта конструкция представляла собой систему из металлических облегчённых колец, которые соединялись широкими лентами. Именно кринолины заменили огромные подъюбники, которые требовали постоянной поддержки и в которых так тяжело было ходить. Кринолин придал платьям необходимый в то время модный размах, и это новшество привело женщин в восторг.

Когда в 1867 году кринолин начал терять свою популярность, Чарльз Фредрик Ворт создал новую необычную модель. Это были пышные платья с турнюром – небольшой подушечкой, которая пришивалась ниже талии и придавала юбке объём.

И именно ему впервые пришла идея напечатать золотыми буквами имя и адрес дома моды на внутреннем поясе платья. Так родился именной бренд, логотип.

Что привело Ворта к абсолютному успеху? Благодаря креативному подходу и таланту модельера его клиенткой стала императрица Евгения, супруга Наполеона III. Поэтому весь высший свет, каждая женщина в Европе хотела носить платья, сшитые Вортом, подобные тем, в которых ходила императрица.

В 1868 году Ворт основал в Париже Синдикат высокой моды. Эта организация включала в себя все салоны, в которых одевались представители элиты. Синдикат высокой моды существует и по сей день, только теперь модельеры, которые входят в него, называются «кутюрье». Для того, чтобы войти в Синдикат, нужно быть владельцем модного дома в Париже и показывать свои коллекции на неделях моды два раза в год.

Сегодня Фредерика Чарльза Ворта по праву именуют отцом нaute сouture. Он создал традицию моделей, сшитых вручную. И первый начал прикреплять к своему платью то, что мы сейчас называем лейблом. Кстати, эту идею он позаимствовал у живописцев.

С императрицей Евгенией у него навсегда сохранилась нежная дружба. После начала франко-прусской войны и блокады Парижа император был низвергнут, а императрица Евгения с наследником престола удалилась в изгнание в Англию. Но, несмотря ни на что, раз в год Ворт посылал ей свою новую модель вместе с букетиком парижских фиалок, которые она так любила.

Анастасия Акатьева