Куратор Коронавирус

Александр Фертман – о том, как музеи справлялись с коронавирусом.

В начале марта финальным аккордом перед карантином отгремела насыщенная событиями Art Week в Нью-Йорке: некоторые галеристы, коллекционеры, художники и арт-критики уже курсировали в масках между известными на весь мир арт-шоу Armory, Volta, Independent Art Fair, Spring Break, Scope и открытиями экспозиций в частных галереях – как, например, у Ларри Гагосяна. Уже «здоровались локтями», но всё равно никто ещё представить себе не мог, что через несколько дней придётся заточить себя дома на продолжительный срок. Сотни музеев и галерей вынуждены были заморозить и отменить свои программы на весну. Арт-мир ушёл «на паузу».

Многие произведения искусства переехали в архивы и запасники. Ценителям искусства пришлось нехотя социально дистанцироваться от многих шедевральных работ. Отменилось в апреле гонконгское издание Art Basel. 230 арт-дилеров, планировавших привезти в Азию более 2000 произведений искусства, включая новые работы Джеффа Кунса, на общую сумму свыше 270 миллионов долларов, в итоге представили их на виртуальной арт-ярмарке онлайн. Марк Спиглер, директор по международным проектам Art Basel, рассказал, что для того, чтобы сделать это возможным, его команда «докрутила» и активировала виртуальные пространства, которые были созданы как сателлиты к персональным аккаунтам участников выставки в последние годы.

Ведущие музеи и галереи мира бросили вызов коронавирусному кризису и сюрреалистичным ситуациям, связанным с ним, – с помощью новых технологий и так называемых viewing rooms. Нью-йоркский галерист Дэвид Цвирнер одним из первых объявил о создании виртуальных экспозиционных залов, пригласив к участию 12 галерей, в том числе – известные 47 Canal, Bridget Donahue, David Lewis, Essex Street и Queer Thoughts. Проект получил название «Платформа: Нью-Йорк». В дополнение к экспозиционным залам – подкасты художников и видеозаписи, погружающие зрителей в их мастерские. Позитивная новость, согласно Цвирнеру, заключается в том, что виртуальные залы значительно повышают онлайн-продажи – в его бизнесе на 400% только лишь за последний год. Коллекционеры готовы дистанционно покупать произведения искусства в том случае, когда хорошо знают галеристов и доверяют им.

Отменить несколько запланированных на 2020 год выставок пришлось и коллекционерам суперреалистического искусства из мюнхенской IBEX Collection. Альбрехт фон Штеттен, Дэвид Уилсон и КиКи Ким планировали представить в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге, Пекине, Дели и Сан-Франциско произведения художников из цикла IBEX Masterspieces. Арт-меценаты поддерживают более 20 художников из 11 стран мира. Так, немец Филипп Уэбер, аргентинец Мартин Лламедо и россиянин Александр Тимофеев несколько лет работали над картинами, которые должны были представить в Нью-Йорке. Уже были выкуплены билеты, но пришлось спешно менять формат: IBEX Collection провела сверхточную фотоссесию произведений искусства, чтобы представить их онлайн. Как пояснил Дэвид Уилсон, исполнительный директор IBEX Collection, коллекционер: «Из-за пандемии мы переосмыслили презентацию работ и решили создать 3D-экспозицию, в которой каждая картина будет вписана в уникальное пространство, подчёркивающее её художественный замысел. Этот проект будет готов через несколько месяцев». Альбрехт фон Штеттен, основатель IBEX Collection, коллекционер, заметил: «Да, у нас есть возможности воплотить в жизнь подобный проект, но при этом мы понимаем, что, когда речь идёт о суперреализме, для многих ценителей искусства даже самые продвинутые технологии не в состоянии заменить непосредственное соприкосновение с картинами в реальной жизни – когда ты можешь рассмотреть невероятные детали на гигантских холстах. Поэтому в 2021 году мы всё же планируем организовать выставки в странах, которые успешно справляются с коронавирусом». Коллекционеры точечно представили картины некоторых художников в ведущих СМИ мира. Так, цикл из четырёх произведений мастера-суперреалиста Александра Тимофеева, долго жившего и работавшего в Германии и вернувшегося пару лет назад в родной Санкт-Петербург, впервые представлены на сайте нашего издания: «Последняя любовь», «Её последнее фото», «Лолита», «Потерянная любовь».

Лувр тоже не дремал. Во время карантина количество посетителей на сайте музея выросло в 10 раз – с 40 до 400 человек в день. Виртуальные кураторы выложили на сайте различные конференции, подкасты и туры по музейным залам и даже запустили специальную VR-игру, в которой можно взглянуть на Версаль в разных ракурсах – со сцены Королевской Оперы или с ложа (кровати) Короля-Солнца Людовика XIV. Многие английские музеи сделали ставку на виртуальные экспозиции о развитии медицины и истории эпидемий, а Serpentine Gallery запустила проект датчанина Якоба Кудск Стеэнсена – иммерсивный опыт «Катарсис», имитирующий прогулку по лесу. Такая цифровая симуляция – отличный побег в чащобу от вируса из-за заточения. В Германии и Австрии многие музеи использовали социальные медиа в качестве основной платформы – владелец берлинской König Galerie Юхан Кёниг каждое утро беседовал с разными художниками в Инстаграме, а кураторы венского Бельведера отвечали на вопросы зрителей в Фейсбуке – о «Поцелуе» Климта и не только.