НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

Вашему ребёнку едва исполнилось шесть, и все вокруг твердят, что срочно пора в школу. Но только ли в возрасте дело? Объясняет Анна Высоцкая.

Бойкая красавица Дарья шести лет от роду с энтузиазмом берётся за решение предложенной мною задачки – собрать из кубиков узор по схеме. Однако, сталкиваясь с тем, что сходу выполнить это задание не удаётся, девочка меняет правила игры: «А давайте я вам лучше домик из этих кубиков построю!». Умный и озорной ребёнок уверенно читает по слогам, неплохо считает и, что сейчас встречается на удивление редко, хорошо владеет карандашом. И всё же я рекомендую Дашиной маме ещё на год продлить детство, несмотря на то, что уже осенью Даше исполняется семь лет.

Родители детей, родившихся осенью или в начале зимы, приходят на консультации чаще других с вопросом о так называемой школьной зрелости. И правда, стоит ли отдавать в школу почти семилетнего ребёнка или необходимо подождать ещё год? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Готовность к систематическому обучению определяется не суммой школьных навыков: умением считать, читать, проводить линии, а, в первую очередь, функциональной зрелостью. Термин «зрелость» подразумевает некие индивидуальные различия в созревании высших психических функций, а это значит, что один ребёнок может быть готов сесть за парту в шесть лет (что, правда, скорее исключение из правил), а другой – ближе к восьми.

Именно в возрасте 6-8 лет мозг ребёнка претерпевает важные системные перестройки. Прежде всего, они касаются развития так называемых управляющих функций мозга. Поведение ребёнка становится менее импульсивным, внимание начинает управляться не только эмоциями в ответ на новизну и привлекательность, но и произвольно, осознанно. Ребёнок активно использует речь как средство планирования и регуляции своей деятельности, любит проговаривать вслух, как, что и в какой последовательности он делает. Внимание, память, восприятия становятся всё более избирательными. Это значит, что ребёнок становится способен к детализированному анализу той информации, которую он слышит и видит, к осознанному запоминанию этой информации. Всё это делает возможным обучение ребёнка, не исходя из его природного любопытства, а следуя заданному извне алгоритму и ориентируясь на конкретные измеряемые результаты. Именно так построено обучение в школе.

И именно поэтому намного важнее умения читать и писать тот факт, насколько сформированы у ребёнка к началу школьного обучения эти самые управляющие или регуляторные функции мозга. Здесь и умение точно следовать предложенной инструкции, и стремление получить конечный результат, и готовность какое-то время удерживать себя в работе, даже если интерес к её выполнению иссяк, а также способность работать самостоятельно непродолжительное время и критично оценивать результаты своей работы. Ребёнок с хорошо развитыми регуляторными функциями умеет ждать, если это необходимо, и занимать себя самостоятельно. Для любого психолога сформированность произвольных функций – один из важнейших предикторов успешного обучения в школе.

Бывает и такая ситуация – ребёнок прекрасно работает наедине с психологом, но не соглашается ни на минуту расстаться с мамой ни во время, ни после тестирования, а также родители жалуются на то, что без помощи со стороны взрослого их ребёнок не в состоянии вступить в игру со сверстниками, завести беседу, поддержать отношения. Часто он попадает в непривычные ситуации, в которых реагирует агрессивно по отношению к другим детям. Здесь мы уже
говорим о таком важном параметре школьной зрелости как социальная компетентность. Главнейший её показатель – это уровень развития сюжетно-ролевой игры. К сожалению, многие дети сегодня до школы лишены игры как основного занятия для интеллектуального развития. Психологически они младше ровесников, а также менее устойчивы и более подвержены стрессу, связанному с адаптацией к школе и коллективу. Такие ребята неплохо работают в индивидуальном формате, но совершенно теряются в группе, плохо понимают разницу между тем, что уместно дома и что уместно в общественных местах, слабо чувствуют «социальный контекст» и социальные роли. Лишний год до школы и целенаправленная работа над социализацией – самое верное решение в этом случае.

Не менее важно и то, насколько ребёнок готов к школе личностно. Грубо говоря, насколько новая роль ученика желанна и естественна для ребёнка. Если семилетка стремится к выполнению ответственных поручений, готов прикладывать усилия, чтобы научиться чему-то новому и сложному и радуется своим успехам, если он активно ищет самостоятельности и хорошо справляется с такими бытовыми задачами, как приготовление простых блюд, покупка еды в магазине, выспрашивание информации у чужих взрослых – то вы на верном пути. Ребёнок на пороге первого класса должен относиться к школе как к новому интересному приключению, в котором он будет отвечать за всё сам. Сам решать, когда выйти в туалет, сам переодеваться, сам собирать портфель, сам помнить о времени и так далее.

В школе ребёнок большую часть времени проводит, сидя за партой. Двигаться для дошкольника гораздо проще и естественнее, чем длительное время сохранять статическую нагрузку. И это ещё одна область, в которой нужно терпеливо дождаться созревания. Попросите ребёнка постоять на одной ноге хотя бы минуту, и вы поймёте, о чём речь.

Для того, чтобы внимательно следить за тем, что учитель пишет на доске, и тут же переключать взгляд на тетрадь, а также для спокойного и уверенного овладения чтением и письмом, важно хорошее развитие зрительно-моторных координаций или попросту связь глаз-рука. Не менее важно и в целом хорошее владение кистью руки и своим телом. Это тот этап, который нужно прожить – прожить через опыт и задолго до школы. Пусть ребёнок пользуется ножом и вилкой, режет салаты, вырезает снежинки, лепит и рисует, клеит и срисовывает, раскрашивает и обводит – всё это напрямую связано с дальнейшим обучением школьным навыкам. Учите ребенка ловить мяч двумя и одной рукой, жонглировать, чеканить, уклоняться от мяча, забрасывать мяч в корзину, попадать мячом в цель. Для развития баланса и умения поддерживать статичную позу важно развивать ощущение своего тела в пространстве: ходить по неустойчивым поверхностям, задом наперёд, копировать и воспроизводить различные положения тела (как, например, в хореографии, йоге, ушу, гимнастике).

А как же чтение, письмо и математика? Конечно, современная школа диктует свои правила игры. Действительно, читающий и считающий ребёнок будет чувствовать себя в школе уверенно, а родитель не будет переживать, что времени, отведённого на автоматизацию этих важнейших навыков календарным планом, недостаточно. Но прежде чем подсовывать ребёнку лист с примерами, убедитесь, что он ориентируется, где у него «право», а где «лево», может сходу определить количество предметов в пределах пятишести, знает, какое число идёт перед девяткой, а какое – после, знает дни недели и может рассказать, по каким дням и чем он занимается, может посчитать, сколько месяцев осталось до его дня рождения. В тревоге за будущий успех ребёнка в школе мы часто забываем о том, что лучшая подготовка к учёбе – это насыщенная событиями, играми, общением жизнь, в который есть место самостоятельности и ответственности, радостям и разочарованиям, выигрышам и проигрышам. И, прежде чем осваивать школьные премудрости или, выражаясь образно, строить дом, нужно заложить крепкий фундамент. Следуя этой логике, гораздо важнее научить ребёнка грамотно, развёрнуто и красиво говорить, прежде чем учить его чтению. Или развивать ориентацию в пространстве и времени, прежде чем заниматься устным счётом.