НЕ НАВРЕДИТЬ!

О том, как не отбить у ребёнка охоту к перемене мест, рассуждает Марина Мелия.

Марина Мелия – профессор психологии, коуч-консультант первых лиц российского бизнеса, мама троих детей. Автор бестселлеров о воспитании детей в современных условиях – «Главный секрет первого года жизни» и «Наши бедные богатые дети». В сентябре в издательстве «Эксмо» выходит её новая книга «Отстаньте от ребёнка! Простые правила мудрых родителей». Публикуем фрагмент главы «Когда путешествия вредят детям?»

Семья, где двое сыновей – 9 и 11 лет, побывала уже практически на всех континентах. Родители придавали этим поездкам большое значение, ведь путешествия – прекрасный инструмент познания мира. Они даже готовы были переносить деловые встречи ради возможности провести время с детьми. Но неожиданно выяснилось, что старший сын не желает ехать в Кению, упрямится, говорит «хочу побыть дома». И родители не могут его уговорить.

Мне часто приходится слышать подобные истории. Почему дети вдруг начинают бастовать и отказываются от очередного захватывающегоприключения?

Если посчитать, какое количество путешествий совершает каждая состоятельная семья, в год получится около десяти. Да и домашние уикенды мы тоже стараемся проводить с пользой – куда-то едем или идём, чтобы не было бестолкового сидения дома. Раньше мы путешествовали с детьми только на каникулах, теперь стало нормой уехать чуть раньше и вернуться чуть позже. Да ещё недельку можно прихватить: «Ничего страшного, пропустил – нагонит!».

Программа дальних поездок продумывается заранее. Если это Флоренция, то надо непременно увидеть статую Давида, побывать в Уффици, пройти с экскурсией по городу. В Париже в обязательную программу входят Джоконда и Венера Милосская в Лувре, музей д’Орсэ, прогулка по Монмартру и фото Парижа с высоты птичьего полёта. Конечно, и Флоренция, и Париж многим уже приелись, и выбираются страны поэкзотичнее, а маршруты позаковыристее. При этом мы постоянно твердим: «Смотри, впитывай, это всё для тебя!»

Вся эта бесконечная круговерть – мест, лиц, событий – утомительна даже для взрослых, что уж говорить о детях. Ребёнок в принципе не в состоянии всё это выдержать физически, переварить и усвоить эмоционально. А мы ещё и обижаемся: «Неужели не помнишь? Мы же там были, специально экскурсовода нанимали».

Детский организм мудрый, он начинает выстраивать защиту от накатившего на него вала информации. Ребёнок уже не отличает один город от другого, сегодняшний музей – от того, в котором он был вчера. Я много раз наблюдала такую картину: стоит группа туристов, экскурсовод что-то рассказывает, а ребёнок пристроился в сторонке и играет в стрелялки на телефоне. Родители его одёргивают: «Как ты себя ведёшь?» А он уже просто ничего не хочет и не может.

Нервная система детей очень уязвимая, а мы в своём стремлении везде успеть и всё посмотреть бомбардируем её бесконечной чередой ярких внешних раздражителей. В конце концов наступает сильное переутомление.

У одних детей это выражается в желании, чтобы их оставили в покое, у других – в попытке выпустить пар. Мы часто видим, как ужасно они ведут себя в общественных местах. Дети остаются детьми в любой ситуации. Во время бесконечных переездов и ожиданий их одолевает скука. Не удивительно, что они бегают в музеях, шумят в ресторанах и самолётах, всем мешают.

Может быть, стоит вообще отказаться от путешествий? Конечно, нет.

Но в интересах ребёнка количество поездок надо сократить и разумно их планировать. Если мы едем в путешествие всей семьёй, надо быть готовыми к определённым ограничениям, поэтому стоит заранее решить, какие впечатления мы хотим получить сами и какие дать ребёнку, подумать о том, совпадают ли наши желания с его возможностями, учитывать его возраст и темперамент. А заодно проанализировать, как скажутся на детском организме смена климата, перемена часовых поясов, длительные перелёты.

Любые чрезмерные нагрузки вредны. Ребёнок не может постоянно быть дисциплинированным и собранным. Всё должно быть в меру, чтобы напряжение чередовалось с расслаблением, а впечатления – с их отсутствием.

Если ребёнок отказывается от очередной поездки, не надо воспринимать это как каприз, попытку самоутвердиться. Нужно ли заставлять его покидать дом? Ни в коем случае. Наоборот, стоит с уважением отнестись к его желанию, поговорить с ним, приглядеться, как он проводит время, что его занимает. Это хороший повод пересмотреть наши планы, чтобы каждое новое путешествие было для детей не утомительной рутиной, а настоящим событием.