НЕ ПРОДАЁТСЯ?

Марина Мелия – профессор психологии, коуч-консультант первых лиц российского бизнеса, мама троих детей. Автор бестселлеров о воспитании детей в современных условиях – «Главный секрет первого года жизни» и «Наши бедные богатые дети». В сентябре в издательстве «Эксмо» вышла её новая книга «Отстаньте от ребёнка! Простые правила мудрых родителей». Публикуем отдельные фрагменты из этой книги.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПОКУПАЕТ ДРУЖБУ?

Мама шестиклассника заметила, что сын подозрительно часто что-нибудь теряет: то карманные деньги, то смартфон. Потом он зачем-то взял с собой в школу новый планшет и тоже его «потерял». Родители решили серьёзно поговорить с сыном. Мальчик разговаривать отказался. Тогда папа пригрозил, что пойдёт в школу и будет выяснять этот вопрос с его одноклассниками. И только после этого сын признался, что и деньги, и гаджеты он подарил мальчику из параллельного класса: «С ним все хотят дружить, и я тоже».

ПОДКУПИТЬ И ЗАДОБРИТЬ

Подобные проблемы – не редкость. Но прежде, чем что-то предпринимать, надо разобраться, почему дети так поступают.

С трёх лет у ребенка появляется интерес к сверстникам. Ему уже недостаточно общения с мамой, папой и другими домашними. А в школе, особенно ближе к подростковому возрасту, потребность в дружбе, любви, признании становится ведущей. Ребёнок, у которого есть друг или друзья, по сравнению с «одиночкой» чувствует себя более защищённым, уверенным, уровень его психологического комфорта намного выше. А если подружиться не получается, он ощущает свою несостоятельность и пытается преодолеть её любыми способами.

Зачастую дети просто не знают, как завоевать расположение тех, с кем они хотят общаться, и первое, что приходит на ум, – это подарить что-нибудь ценное своему будущему другу, а по сути – подкупить и задобрить. Поэтому они отдают свои вещи или крадут из дома, даже если понимают, что поступают плохо: желание иметь друга сильнее страха быть «пойманным за руку» и боязни наказания.

Не бывает дыма без огня: раз ребёнок действует именно так, значит, он не видит других вариантов обрести друга. Почему? Успех или неуспех отношений зависит от навыков общения, самооценки, способности признать себя интересным для других. Чем из этого ребёнок овладел к школьному возрасту? Где он набирался опыта? Прежде всего, в семье. Поэтому стоит посмотреть: а как мы строим свои взаимоотношения с ребёнком, с нашими близкими, друзьями? Как выражаем свою любовь? По какому принципу мы сами выбираем себе друзей? Есть ли у нас действительно искренние, эмоционально близкие отношения? Или они строятся по принципу «ты – мне, я – тебе»? Если в результате этих размышлений мы поймём, что наши отношения с окружающими больше похожи на «товарно-денежные», не стоит удивляться, что ребёнок поступает так же.

УЧИТЬ ДРУЖИТЬ

Когда причина неприглядных поступков ребёнка кроется в желании обрести друга, а дружба в его «шкале ценностей» занимает одно из первых мест, стоит отнестись к этому с уважением и пониманием и помочь ему справиться с проблемой. Дружбе тоже нужно учить.

Важно помочь ребёнку увидеть, что лежит в основе его отношений с другими. Надо объяснять, что дружба – это отношения равных, что настоящую дружбу купить невозможно, что это не игра в одни ворота, что у каждого есть свои чувства и желания, которые надо ценить. Дружба – это и конфликты, и компромиссы. Не всегда всё идёт гладко. Ребёнку предстоит научиться постоять за себя, не поддаваться манипуляциям, защищать свои границы и в то же время оставаться открытым.

Надо вместе с ребёнком подумать, что в нём может быть такого неординарного, необычного, что привлечёт к нему внимание сверстников, – одним словом, помочь ему найти свою «фишку». Это может быть хобби – например, игра на каком-нибудь музыкальном инструменте или знание всех игроков футбольной команды с их биографиями и этапами спортивной карьеры.

Хорошо, если у нас есть что рассказать детям о своих друзьях, о том, что нас объединяло, что скрепляло нашу дружбу, как она проходила проверку временем. Стоит почаще приглашать в дом и своих друзей, и одноклассников наших детей, чтобы у них была возможность пообщаться в комфортной обстановке и получше узнать друг друга.

В жизни наших детей всегда будут люди, которые попытаются использовать их стремление завязать дружбу в своих интересах, поэтому им так необходимы адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость и хороший коммуникативный репертуар. Иногда эти качества и навыки оказываются важнее многих знаний, которые ребёнок получает в школе.