НЕВИДИМАЯ НИТЬ

ЛАДА КАШКОВА, клинический психолог и основательница школы «Путь лисы», о том, как сохранять контакт с ребёнком.

Сентябрь в самом разгаре, мамы отправили детей в школы, но забот не убавилось. Даёт о себе знать так называемый синдром «сумасшедшей матери» – гиперопека, гиперконтроль, хроническое беспокойство. А ведь новый школьный год – это ещё один необходимый шаг к выходу детей из-под материнской опеки. Именно так происходит формирование чувства самостоятельности маленького человека. Малыш ведь рождается беспомощным, его существование зависит, прежде всего, от мамы, она несёт ответственность за его жизнь и благополучие. Ребёнок взрослеет, и задача родителей – передать ему ответственность. Сделать это желательно так, чтобы к совершеннолетию сын или дочь были взрослыми, самостоятельными людьми. Безусловно, это произойдёт только в том случае, если ответственность передавалась планомерно с малых лет: ребёнка побуждали принимать собственные решения, осознавать их последствия и не падать духом в случае неудачи.

Но что же остаётся маме, когда она чувствует, что ребёнок нуждается в ней всё меньше? У неё всегда был и останется главный инструмент – эмоциональный контакт.

Если женщина способна поделиться чувствами с ребёнком легко и открыто, то ребёнок будет делать то же в ответ. Между ними установится искренняя эмоциональная связь. Даже если чувства смешанные: «Сейчас я злюсь, но по-прежнему люблю тебя», – говорит мама сыну после очередной проделки. Он понимает и справедливый гнев матери из-за своего поступка, и то, что связь между ними не разрушится ни при каких обстоятельствах. И то, и другое очень важно. Первое, чтобы распознавать реакцию других людей на то или иное действие. Это обучает адекватности. Второе, чтобы быть уверенным, что есть любимые люди, которые всегда поддержат. Это формирует защищённость – базовое качество, необходимое человеку.