Поль Пуаре

О знаменитом кутюрье рассказывает Анастасия Акатьева.

Он родился в Париже, в 1879 году. Его отец торговал тканями, а мама была очень строгой и целеустремлённой. Она мечтала, чтобы сын стал зонтичным мастером, а совсем не кутюрье.
Когда Поль был ребёнком, ему нравилось одевать куклу, подаренную ему сёстрами. Две его одарённые сестры, одна из которых стала модельером Николь Пуаре-Грульт, а другая шляпницей Пансон - сделали прекрасные карьеры в мире моды. Возможно, из-за конкуренции или зависти его отношения с сёстрами так и не стали близкими.

Поль Пуаре начал свою карьеру, работая у Жака Дусе, выходца из старинной семьи потомственных портных, изысканного и тонкого кутюрье. Именно там Поль проникся духом высокой моды – роскошными муслиновыми платьями в розоватых тонах и великолепной живописной коллекцией мебели XVIII столетия, собранной Дусе. Это стало культурным фундаментом, который помог Полю Пуаре сформировать собственное восприятие красоты. Покинув дом Дусе, Поль ушел служить в армию, а когда вернулся, его пригласили в Дом Ворта. Самый старинный модный дом haute couture, основаный ещё при Наполеоне III в 1857 году. Чарльза Ворта уже не было в живых, и Пуаре работал с его сыновьями Жаном Филиппом и Гастоном Люсьеном. Пуаре создал для Дома Ворта костюмы - «тайеры», дневные платья и манто, прославившие его.

Через некоторое время Поль занял деньги у матери и в сентябре 1903 г. открыл в Париже свою фирму на улице Обер, в доме номер 5, недалеко от Гранд-опера. Успех пришёл к нему молниеносно.

Поль Пуаре вошёл в историю как великий реформатор. Он изменил силуэт, освободив женщин от корсета. Именно Пуаре поставил перед женщиной новую задачу – худеть. Стройная и изящная женщина остается идеалом и по сей день.

Главным его направлением был этнический стиль, восточные и греческие мотивы. Для творчества Пуаре были характерны яркие краски, роскошные ткани, персидская вышивка, пёстрый батик. Он ввел в моду тунику, пеплос, японское кимоно, восточные тюрбаны с мехом и парчой.

В 1905-м году в Пуаре познакомился со своей будущей женой Денизой. Тонкая, стройная брюнетка стала его музой. Их встреча создала творческим тандем. Поль и Дениза вошли в историю моду, как устроители грандиозных костюмированных праздников, проводившихся ежегодно. Самым невероятным и экзотичным стал праздник 24 июня 1911 года под названием «1002-я ночь». Пуаре играл роль восточного султана, а Дениза – шахини. Газеты писали: «Одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь даже почтенные супруги политиков готовы бросить всё и уехать к турецкому султану, лишь бы иметь такие наряды».
На создание этих костюмов оказало влияние дягилевских балетов. После премьеры в 1910 году фокинской «Шахерезады», где Пуаре присутствовал лично, он не пропустил ни одного русского балета. Очарованный блеском русского двора, Пуаре отправился в тур по Европе, включая Варшаву, Москву и Санкт-Петербург. Он подружился с модельером Надеждой Ламановой. Вернувшись во Францию, вдохновлённый Россией, он создал коллекцию под названием «Казань» из «русских» вышивок, уборов, сарафанов, платьев и сапог.

Создавая свои новые коллекции, Пуаре сотрудничал с прекрасными художниками: Раулем Дюфи, Хосе де Замора, Романом Тыртовым (работавшим под псевдонимом Эрте, это величайший
иллюстратор моды стиля art deco). Впоследствии Пуаре стал принимать к себе на работу русских манекенщиц, беженок революции. В 1920-е годы у него работали русские манекенщицы баронесса Кира фон Медем, в замужестве Кира Середа, очаровательная Ксения (Киса) Куприна, дочь знаменитого писателя, графиня Наталья Николаевна Сумарокова -Эльстон, Билли Бибикова, Елена Львовна Булацель-Руссель.

Поль Пуаре эмансипировал женскую моду, сделав её короткой и прямолинейной.
Это было время расцвета многих модных Домов моды Lanvin, Vionnet, Patou. Конкуренция была велика. Но самым ненавистнымм конкурентом для Пуаре стала Шанель. Он не смог перенести успеха её маленького чёрного платья.

Финансовый упадок Пуаре начался в 1924-м году. Ему пришлось продать особняк в Париже и коллекцию уникальных произведений искусства, полотна Ван Донгена и скульптуры Бранкузи. Следствием финансовых неудач стал развод с женой Денизой, матерью его четырёх детей. Он закрыл знаменитый Дом моды и уехал в Канны. Там он создавал более скромные коллекции. В 1934-м году он закрыл свои Дома в Париже и Каннах. Окончательно разорённым принялся за живопись, чтобы хоть как-то поправить свое положение. Продажи своих работ он чередовал с торговлей вином, развозя на велосипеде бутылки марочных вин по элитным ресторанам Лазурного Берега. В 1930-е годы он написал три свои знаменитые книги: «Одевая эпоху», «Мода и финансы», «Возвращайтесь». Эти книги позволили ему поправить своё шаткое денежное положение, которое усугублялось необходимостью содержать семью.
Когда началась Вторая Мировая война, он перебрался в Париж и записался на биржу труда. По легенде, в анкете безработного он вписал в графу место работы «Поль Пуаре». Молодой клерк отказался принимать его анкету. И тогда великий кутюрье ответил «Мне жалко народ, который не помнит своих героев».

Он умер в оккупированном Париже 28 апреля 1944 года, находясь в полном забвении.
В конце 1950-х его вдова Дениза устроила первую ретроспективную выставка его моделей. Так возродился интерес к творчеству модельера. И по сей день выставки его работ собирают толпы почитателей. Платья Пуаре хранятся в Парижском музее моды, в Нью-Йорке в Институте костюма, в Институте костюма в Киото, Музее моды в Саньтьяго де Чили.

Собрано по материалам книги «Одевая эпоху».