С "дистанцией" справились

Этот учебный год в Подмосковье, как и во многих регионах страны, завершился дистанционно. О его итогах, экзаменах и полученном учителями и школьниками онлайн-опыте рассказывает министр образования Московской области Ирина Каклюгина.

Ирина Александровна, как вы оцениваете переход обучения на дистанционный формат? Повлиял ли он на уровень полученных знаний?

Конечно, этой весной мы столкнулись с непростыми вызовами, и многое делали впервые. Но, подводя итоги периода дистанционного обучения, я могу сказать: мы со всем справились. И здесь, конечно, огромная благодарность учителям, которые, как и наши медики в больницах, героически выполнили свою миссию. Спасибо и нашим детям, которые проявили невероятную самодисциплину: одно дело, когда ты в классе и рядом стоит учитель, другое – когда ты предоставлен сам себе, и утром самому нужно заставлять себя заниматься. Хочу поблагодарить родителей, особенно учащихся начальных классов, за их понимание и терпение.

Естественно, никакое дистанционное обучение не может заменить классического урока. Ничем нельзя заменить присутствие учителя в классе. Но ситуация, в которой все оказались, была вынужденная, и мы сделали всё возможное, чтобы образовательный процесс не пострадал.

Раньше онлайн-сервисы применялись лишь в качестве дополнительных ресурсов, но никак не основного канала обучения. Но все технические и психологические трудности мы преодолели. Кроме того, многие педагоги проводили видеоуроки, устанавливая непосредственный контакт с детьми.

Чтобы родители могли оперативно решать возникающие вопросы, мы организовали в школах «Час директора», когда директор школы или завуч выходят на связь со школьниками и их родителями в режиме онлайн и отвечают на актуальные вопросы. Продолжаем вести работу в социальных сетях – на моих страницах и страницах министерства публикуется самая свежая информация, например, о предстоящих экзаменах. Там жители часто получают ответы на волнующие их вопросы. В регионе также работает «горячая линия» по коронавирусу, где в том числе можно задать вопросы и по образованию.

Относительно качества полученных школьниками знаний ещё пока рано делать какие-то прогнозы. В начале следующего года мы проведём всероссийские проверочные работы, за которые не будем ставить оценки. Их результаты помогут нам понять уровень знаний у школьников, и при необходимости скорректировать учебный процесс.

Какой опыт приобрело подмосковное образование в результате почти трёх месяцев «дистанционки»? Планируется ли обучение в режиме онлайн и после окончания карантина?

Вопрос о том, что будет после снятия ограничений, очень беспокоит наших жителей. Но и школьников, и родителей, и учителей могу заверить: мы не планируем переходить на дистанционное обучение в школах. Повторю, никакие онлайн-платформы, никакие сервисы не заменят традиционного образования, когда дети и педагог находятся в классе.

Школа – это не только про знания. Это ещё дружба, общение, спортивные мероприятия, кружки, игры и многое другое.

Мы видим, что ребятам не хватает привычного школьного ритма, общения со своими одноклассниками и учителями. В социальных сетях есть огромное количество трогательных видео, где учителя и ученики говорят друг другу добрые слова и признаются, что скучают по школе.

Уверена, после такой долгой разлуки многие детали школьной жизни, раньше казавшиеся обыденными, будут восприниматься иначе.

Как мама школьников, поделитесь своим опытом организации домашнего дистанционного обучения.

Из трёх моих детей двое – школьники, ходят в первый и второй класс. Режим самоизоляции научил их хорошей самодисциплине. Они сами просыпались по будильнику и садились за занятия.

С самого начала удалённой учёбы я, как родитель, стала придерживаться нескольких правил. Одно из главных – соблюдение режима дня. Кроме того, помня про нагрузку на глаза, которая значительно увеличилась с переходом на дистанционку, мы заменили вечерний просмотр телевизора, компьютерные игры – на чтение книг, занятия творчеством и настольными играми.

Перед уроками дети делают небольшую зарядку, а между уроками –– разминки. У них столько энергии, что домашняя физкультура просто необходима.

Кроме учёбы, дети смотрят онлайн-лекции, слушают аудиоспектакли и путешествуют по виртуальным экскурсиям. Сейчас многие театры делают онлайн-трансляции. Кстати, очень рекомендую зайти на сайты музеев-заповедников Чехова и Пушкина, Серпуховского историко-художественного музея и МВК «Новый Иерусалим». Там очень интересно. Проверено, дети в восторге.

Как быть выпускникам этого года? Что изменится в проведении ЕГЭ и поступлении в вузы?

Вы знаете, что проведение выпускных экзаменов пришлось скорректировать. Для выпускников первый экзамен пройдёт 3 июля. В этом году сдавать его обязательно нужно только тем одиннадцатиклассникам, которые планируют поступать в вузы. Выпускники, не планирующие поступать в высшие учебные заведения, могут не сдавать ЕГЭ, а получить аттестат с отметками по итогам года.

Для учащихся 9-х классов ОГЭ отменён. Итоговые оценки будут выставляться на основании годовых.

Что касается приёмной кампании в вузы, то её сроки тоже будут сдвинуты. Пусть ребята не переживают, подать документы смогут все желающие.

Подмосковные выпускники часто выбирают профобразование?

По нашим данным, больше половины подмосковных выпускников 9-х классов хотят пойти в колледжи и техникумы. Такая пропорция сохраняется уже не первый год. Наибольшей популярностью у абитуриентов пользуются такие направления, как информационные технологии, авиастроение, машиностроение. И у нас довольно серьёзный конкурс – в среднем 3-5 человек на место.

Развитию профобразования в Московской области уделяется большое внимание. Сейчас в регионе работают 49 колледжей, подведомственных министерству образования. Из них 12 вошли в топ-100 лучших в России. Мы продолжаем реализовывать концепцию губернатора Подмосковья «Каждому колледжу – стратегического партнёра» и работаем над тем, чтобы в наших колледжах готовились кадры для конкретного предприятия.

В этом направлении уже налажено сотрудничество с компаниями Mercedes, «Ростелеком», Hino Motors, «Яхрома-Лада», аэропортами Шереметьево и Домодедово, Центральной пригородной пассажирской компанией, Загорским трубным заводом.

За последние месяцы наша жизнь кардинально изменилась. В этом году не только учёба была дистанционной, но и последний звонок. Как он прошёл для ребят?

В регионе почти 115 тысяч выпускников – это учащиеся девятых и одиннадцатых классов. Действительно, по поручению губернатора области Андрея Юрьевича Воробьёва последний звонок в этом году был организован онлайн. Его смотрели не только выпускники, но и их родители, учителя – мероприятие было открыто для всех желающих.

И пусть в этот важный день у выпускников не получилось быть рядом друг с другом и своими учителями, но мы постарались создать дружескую и торжественную атмосферу в онлайн-пространстве. Мне кажется, у нас это получилось. Даже через экран мы видели горящие глаза выпускников, счастливые и гордые лица их родителей и учителей. Губернатор лично поздравил выпускников и пообщался с ребятами. Специально приглашённым гостем стала певица Zivert. По отзывам в социальных сетях, всё прошло очень позитивно. Наряду с общеобластным последним звонком каждая школа организовала свои праздничные онлайн-мероприятия.

Что касается выпускного, то его формат будет понятен по состоянию эпидемиологической обстановки в июне. По ситуации и будем принимать решение.

И напоследок. Традиционно начало лета и каникул отмечается ярким и весёлым праздником в честь Дня защиты детей. Что вы пожелаете детям и родителям в связи с этим праздником?

В первую очередь, хочу поблагодарить всех, кто занимается образованием и воспитанием подрастающего поколения и посвятил себя заботе о нём, – это колоссальный труд. Желаю вам терпения и всего самого наилучшего!

Ребятам желаю никогда не сдаваться, верить в себя, не переставать учиться новому. Дерзайте, у вас всё получится! А мы, взрослые, всегда вас поддержим и поможем выбрать верный путь.

Ну, и учитывая непростую ситуацию, в которой мы все оказались, хочу пожелать всем здоровья. Это сейчас самое главное!