70 лет сама безупречность

Сегодня 9 сентября, на родине «Ferrari» в итальянском городе Маранелло, прозвучал финальный аккорд в праздновании 70-и летнего юбилея всемирно известного автомобильного бренда. Изюминкой насыщенной программы стал крупнейший за всю историю концерна аукцион «Leggenda e Passione», который был проведен совместно со знаменитым домом Sotheby's.

За день до этого, в портовом городке Портофино, Ferrari организовала закрытый показ нового кабриолета «Ferrari Portofino». Клиенты компании "Ferrari Москва" получили уникальную возможность одними из первых стать свидетелями этой эксклюзивной презентации.

В этом году 70-летие отмечает одна из самых могущественных автомобильных компаний мира — Ferrari, представленная в Третьяковском проезде и комплексе Барвиха Luxury Village. Рассказывает Екатерина Истомина.

В честь юбилея великая марка выпустила специальную коллекцию 70 Anni Collection, в которую вошли 350 автомобилей, созданных в рамках программы Tailor Made в неповторимом дизайне, каждый в единичном экземпляре. Одна машина из праздничной серии формата Tailor Made будет представлена в салоне официального дилера «Ferrari Москва».

Автор этих громких строк дважды счастливо побывала на главной исторической автомобильной гонке всей планеты — итальянском классическом ралли Mille Miglia («Тысяча миль»; маршрут Брешиа — Рим — Брешиа за двое суток). В этой легендарной гонке принимают участие самые разные прекрасные машины (сделанные, впрочем, до 1957 года). Но ни один автомобиль в мире не вызывает столько невероятных эмоций, сколько вызывает автомобиль Ferrari: болельщики из самого простого народа, а также важнейшие представители бизнеса, творческой и политической международной элиты, как обычные школьники, стоят вдоль пыльных извилистых трасс «Тысячи миль» с гигантскими красными флагами поддержки в руках. Ferrari ведет счет своим болельщикам на миллионы человек: не надо забывать, что Ferrari, рожденные для яростного гоночного спорта, с самого начала своей истории были предназначены исключительно для победного скоростного финиша. К тому же Ferrari действительно знает в своей истории мало поражений. Эта автомобильная марка, вне всяких сомнений, родилась под счастливой гоночной звездой и стала истинным культом.

Ее основатель — улыбчивый и очень любвеобильный брюнет Энцо Феррари, сформировал свою дебютную гоночную команду Scuderia Ferrari в 1929 году. Энцо Феррари, родившийся 18 февраля 1898 года (он прожил славную и почетную, почти столетнюю жизнь, покинув этот просвещенный мир в 1988-м), понимал толк не только в стремительных гонках, но и в конструкции победоносных машин, а также в их PR-раскрутке и продаже. Феррари был, как говорится, мастером «в трех лицах», и работа над различными болидами у него была в крови: Энцо Феррари родился и вырос в маленькой Модене (сейчас Ferrari, входящая в итальянскую группу Fiat, располагает в родном городке Энцо Феррари штабквартирой; почти 95% акций принадлежат именно Fiat). Его семья принадлежала к классу «итальянских мастеровых»: отец был мастером по кузовным работам. Так что рядом с автомобилями маленький Энцо рос почти с пеленок. Уже в 1919 году Феррари впервые выходит в качестве неоперившегося безусого гонщика на довольно сложную трассу гонки PalmaBerceto. В 1920-м храброго и не по-итальянски упорного Энцо Феррари заметили в культовой гоночной команде, которую содержала уже к тому моменту знаменитая компания Alfa-Romeo: в указанном нами году Энцо Феррари становится тест-пилотом в Alfa-Romeo.

В неукротимой бешеной «Альфе», основанной в 1912-м, Феррари проработал долгих два десятилетия. Впрочем, почему же таких долгих? Если хорошенько приглядеться, то можно отметить, что годы летели крайне быстро: в конце 1920-х автомобильные гонки стали непременной частью досуга состоятельных и просто сильных духом красивых мужчин (здесь довольно вспомнить великих Bentley Boys, британской гоночной команды плейбоев, которой руководил красавец-миллионер Вульф Барнато). Энцо Феррари не только собрал свою именную и персональную «конюшню», но и активно и успешно экспериментировал с кузовами машин. Первоначальное название его производства звучало как Auto Avio Costruzioni: дебютные предметы, а именно — различные технические запчасти, Энцо Феррари по договору продавал в Alfa-Romeo. К классическим изобретениям Энцо Феррари принадлежит двухместный гоночный автомобиль, в котором сочетались, казалось бы, вещи абсолютно несовместимые. Речь идет о неукротимой скорости болида и комфорте очень дорогого купе или даже лимузина. Сочетание сильного мотора и зализанного гоночного кузова с роскошью дорогих машин и стало визитной карточкой машин, маркированных вздыбленным гарцующим жеребцом. Основным цветом кузовов машин Энцо Феррари стал красный, этот же цвет считается лучшим и наиболее выразительным сегодня (впрочем, марка выпускает болиды и других цветов, например, ярко-желтого или синего).

Свой первый автомобиль, уже подчеркнуто носящий имя Ferrari, Энцо Феррари выпустил на рубеже 1946 и 1947 годов: это была модель Ferrari 125 S с правильно «подкованным» 12-цилиндовым алюминиевым двигателем. Именно эта машина в полной мере продемонстрировала философию, заложенную Энцо Феррари, — бурная скорость и настоящий комфорт в интерьере. В 1947-м Феррари, которого в компании прозвали Коммендаторе, удалось хорошенько «расточить» рабочий объем движка — с 166 аж до 1995 кубических сантиметров! В 1948 году пламенные машины Энцо Феррари впервые приняли участие в спортивных гонках «Тысяча миль» и «Тарга-Флорио». Следующий год принес успех не только в упомянутых выше соревнованиях, но и в суточной гонке во французском «Ле-Мане» — 24 Heures du Mans (в середине 1960-х придут победы и в британском Гудвуде).

Все автомобили Ferrari, как гоночные, так и гражданские, кроме цифрового обозначения непременно имеют знаковый «суффикс». Так, в 1951 году Ferrari выпускает очень важную в своей истории машины 340 America, в 1953-м — тоже важный болид 250 Europa. Как правило, Энцо Феррари, выпуская новый комфортный, дорогой и спортивный болид, сначала ставил меньшие в силе моторы, которые позднее усиленно растачивались до большего объема: так, дебютная 340 America первоначально имела двигатель 4,1 литра, который впоследствии был заменен на двигатель с рабочим объемом 4,5 литра (модель называлась 375 America). Всего к середине 1950-х годов, эре легендарной итальянской dolce vita (неотъемлемым символом которой можно считать не только разноцветные драгоценности Bvlgari, горнолыжные костюмы Emilio Pucci, вечерние платья Валентино Гаравани, но и болиды Энцо Феррари), мастерская Ferrari выпустила около 250 автомобилей разного предназначения. В «конюшне» состояли как болиды для гонок, так и автомобили для красивой жизни миллионеров, международных и итальянских аристократов и буржуа. В определенной степени можно говорить о том, что машины Энцо Феррари (как, естественно, и он сам) стали знаковыми предметами не только dolce vita, но и интернационального движения jet set. Название «Феррари» в те годы становится нарицательным, а проще говоря — символом роскоши и скорости. На огромный успех влиял и тот факт, что машины Энцо Феррари стали почти мгновенно популярными не только у себя на родине, но и за ее пределами, в частности в богатой Америке. Этой стране Энцо Феррари посвятил сразу несколько болидов — кроме уже упомянутых 340 и 375 America из кузовной мастерской марки выезжали культовые модели 410 Super America (1956), Ferrari 250 GT California (1957), а также Daytona, которая приняла участие в одноименных американских гонках. Добавим, что 250 GT California представляла собой образец дизайнерского стиля Ferrari: у нее был яростный хищный профиль и съемная крыша. Начиная с 1954 года Энцо Феррари доверял создавать облик и имидж всех своих автомобилей великому конструкторскому и дизайнерскому бюро, занимающемуся дорогими и очень дорогими суперкарами, Pininfarina. Таким образом Энцо Феррари удалось сделать самые запоминающиеся гоночные роскошные образцы той великой эпохи dolce vita. К образцовым моделям можно отнести не только «американские» выпуски, но и фастбэк 250 GTE с четырехместным кузовом, 330 GT с четырехлитровым мотором и оригинальными фарами (они слегка косили, будто глаза азиатской красотки), 250 GTO (Gran Tourismo Omologata). Максимальная скорость, которую могли развивать эти супермашины, равнялась умопомрачительным по тем временам 283 км/ч. Как правило, они комплектовались легендарным движком — 3-литровым V12 с мощностью 300 лошадей и пятиступенчатой коробкой передач. Кстати, нужно сказать и о том, что Ferrari 250 GTO 1963 года выпуска в 2003 году был продан за 52 млн долларов и, таким образом, стал самым дорогим автомобилем в истории. Впоследствии этот роскошный «жеребец» неоднократно выступал на дорогах классического ралли «Тысяча миль»: на него не могли налюбоваться все участники! Как правило, каждое десятилетие приносило марке Ferrari и новые победы — как в стилистике новых болидов, так и в усилении новых моторов. Среди классики 1970-х годов нужно отметить модель 365 GR4 Berlinetta Boxer с двигателем рабочим объемом 4,4 литра и максималкой 275 км/ч. Кстати, этот мотор, установленный горизонтально, потом комплектовал еще многие болиды марки, включая очень «рекламный» автомобиль 512 BB Testarossa, отличительной особенностью в плане дизайна которого стали ребристые боковые воздухозаборники. Этот конструкторский ход, придуманный в Pininfarina, находил впоследствии немало подражателей и копиистов. В 1987 году вышла модель F40, которая имела массу технических новшеств: турбонаддув, V-образный 8-цилиндровый двигатель продольного расположения и сверхмощность в рекордные и, казалось бы, совершенно непобедимые 478 лошадей. Кузов сделали из углеволокна и кевлара: он стал более легким и поворотливым. 1990-е годы были отмечены премьерами таких суперкаров, как 4560GT/GTA, F355, 550 Maranello, 360 Modena (все — дизайн Pininfarina). Тучные 2000-е годы, на которые пришелся пик мировых продаж машин этой марки (в частности, были открыты два салона в Москве — в Третьяковском проезде и Барвихе Luxury Village), охарактеризовались великим, самым мощным серийным автомобилем Ferrari Enzo. Двухместный спортивный автомобиль комплектовался 12-цилиндровым двигателем рабочим объемом 6 литров и максималкой 350 км/ч. Все ключевые функции управления машиной здесь были перенесены на руль, смена передач на шестиступенчатой коробке осуществлялась при помощи кнопок на руле. Цена машины составляла впечатляющие на тот момент 500 000 евро! Пожалуй, именно Ferrari Enzo был достоин того, чтобы однажды выехать на ослепительные и сверхтяжелые трассы «Формулы-1».

История взаимоотношений «Формулы-1» и «красной конюшни» Scuderia Ferrari полна драматизма, но никак не полна поражений. Итальянцы заслуженно считаются самой победоносной командой за всю историю королевских гонок. Команда Scuderia Ferrari 15 раз становилась чемпионом мира и 16 раз выигрывала очень важный, если не сказать — ключевой Кубок конструкторов («красная конюшня» впервые приняла участие в этих гонках еще в 1950 году и сегодня является самой старой командой в истории чемпионата). За Scuderia Ferrari в разные годы выступали Красный Барон Михаэль Шумахер, который принес родной команде пять чемпионских титулов. Из ранних лет истории чемпионата стоит сказать несколько слов и об Альберто Аскари, Луиджи Виллорези, Луиджи Муссо и маркизе де Портаго, Тони Бруксе, Жане Бере, Филле Хилле, Лоренцо Бандини, Петро Родригесе, Жаки Икс (ныне знаменитом после швейцарской часовой марки Chopard), Ники Лауде, а также о наших современниках, среди которых — Жиль Вильнев, Ален Прост, Рубенс Баррикелло, Кими Райкконен, Фернандо Алонсо, Себастьян Феттель и Фелипе Масса, который довольно успешно выступает за команду и сегодня.

Юбилей Ferrari планируют отмечать громко и масштабно: различные мероприятия пройдут по всему миру, ведь эту итальянскую марку уже смело можно считать достоянием всего человечества. В Москву по торжественному случаю привезут и «специальную» машину. Речь идет о модели GTC4 Lusso от Tailor Made (подразделение Ferrari по персонализации автомобилей), которая будет представлена в открывшемся после реконструкции к юбилею салоне официального дилера «Ferrari Москва» в Барвиха Luxury Village. Вдохновением для создания этого эксклюзивного автомобиля из юбилейной серии 70 Anni Collection послужил дизайн одной из знаковых в истории Ferrari моделей — 599 GTO. Уникальная коллекция подарит миру автомобили, созданные на основе дизайна 70 ключевых в истории бренда автомобилей Ferrari, — от синей модели 250GT SWB великого Стирлинга Мосса до красной машины 488 GTB прославленного Михаэля Шумахера. Одним словом, каждый юбилейный автомобиль благодаря знаковому дизайну исторических моделей и совершенству технологий современного модельного ряда станет настоящим шедевром конструкторской и дизайнерской мысли и заветной мечтой коллекционеров!