Места силы с Ольгой Мичи. Грабовые рощи абхазов

В прошлой статье я поднимала тему шаманизма. Для личной встречи с действующим шаманом я даже летала в Бурятию, в село Энхалук. В этой статье я решила продолжить тему древнейших культов и описать «кавказский друидизм». На этот раз для сбора материалов отправилась в страну глубоких ущелий, живых рек, холмов и священных грабовых лесов.

Друидизм — система верований и обрядов древних кельтов, религия которых обязательно включала древопоклонение, или культ деревьев. Он встречается в древних культурах практически всех народов. В этнографической литературе понятие «друидизм» традиционно используется для описания религиозных верований италийских племен, германцев, славян, литовцев, финно-угорских и кавказских народов.

От поездки в Абхазию меня отговаривали многие. Несмотря на близость к российской границе (всего восемь км от Адлера до Псоу), здесь царят совершенно другие порядки, и одиночные путешествия вглубь страны, тем более в горы, мягко говоря, не рекомендуются. Поэтому для изучения темы были выбраны наиболее спокойные районы республики — Гагрский и Гудаутский.

Об уникальности Абхазии еще в начале прошлого века первым заговорил известный этнограф, представитель дореволюционной школы русской этнографии Г.Ф. Чурсин. Более тридцати лет ученый вел научную деятельность по изучению кавказских народов, среди которых абхазы занимали особое место. В своей книге «Материалы по этнографии Абхазии» Г.Ф. Чурсин приводит интересные фактические данные об обычаях и религиозных верованиях абхазов, сохранившихся от древней эпохи. Его работа представляет особый интерес для исследователей, изучающих отдельные вопросы истории религии, такие, например, как тотемизм, магия, фетишизм и многие другие, так как явления религиозной жизни и по сей день занимают в республике главное место.

Согласно верованиям абхазов человек — неотъемлемая часть природы; и человек, как и природа — божественное творение, поэтому до сих пор почитается культ поклонения природным объектам. Для совершения ритуалов выбираются своеобразные святилища — аныха. Наиболее могущественными и почитаемыми среди них являются семь главных: Дыдрыпш-ныха, Лых-ныха, Лдзаа-ныха, Лап-рныха, Лашкендар, Елыр-ныха, Инал-куба. Все они представляют собой природные объекты (горы, леса, реки, землю и т. д.). При этом особое место среди них для большинства кавказских народов занимают священные деревья и целые рощи. Так, в отношении культа поклонения деревьям наиболее близко к абхазам стоят их сородичи по языку черкесы. Французский консул в Крыму Ксаверио Главани, описывая дневники, составленные в поездке по Кавказу в 1724 году, сообщал: «Каждый округ Черкесии имеет особое священное место, находящееся обыкновенно в лесу, где предметом поклонения служит большое дерево. Такое дерево черкесы называют пенекассан; они совершают перед ним свои молитвы. Умирающие оставляют свою саблю, ружье и одежду пенекассану; их относят туда с церемонией и вешают на деревья, так что с течением времени лес оказывается наполненным всякого рода оружием, одеждою и другими предметами, но никто не осмеливается прикоснуться к ним. В этом же лесу хоронят мертвых и совершают обряды».

Другой известный специалист по истории абхазского язычества — Л. Акаба также утверждал, что с культом деревьев связано большинство молений абхазов: семейных, родовых, общественных. У абхазов все породы деревьев делятся на противоположные классы: «счастливых» и «несчастливых». Деревья, считавшиеся в представлении абхазов счастливыми, были наделены свойствами священных деревьев; таковыми считались липа, орех, тис, бук, инжир, яблоня, груша и другие. Среди них они особо выделяли прочный благородный граб. Именно он наделялся особыми свойствами, самое ценное среди которых — способность отвратить молнию. И действительно, нет ни одного упоминания или наблюдения, свидетельствующего о попадании молнии в граб. Благодаря этому вера в чудодейственные свойства дерева настолько высока, что и по сей день считается: использование даже нескольких бревен граба при строительстве дома способно обезопасить его обитателей. Если в дороге странника заставала гроза, ему было рекомендовано укрыться под грабом. Граб никогда не вырубали, а грабовые рощи до сих пор — наиболее почитаемые сакральные места для проведения фамильных и общинных молебнов.

Несмотря на то что в Абхазии официально более шестидесяти процентов исповедуют христианство, шестнадцать — мусульмане, остальное соотношение делят иудеи, язычники, атеисты и прочие, значительная часть населения продолжает исповедовать свою традиционную религию — абхазский монотеизм. Со времен Г.Ф. Чурсина прошло целое столетие, за этот период прекрасная Абхазия пережила не один вооруженный конфликт, национальный состав страны полностью был изменен: количество коренных абхазов увеличилось, а грузинские паспорта заменили российские, да и сама страна все еще борется за признание ее независимой республикой Абхазией; но так ярко описанные в книге ученого традиции и обычаи села все так же имеют место быть, и все в тех же древних грабовых рощах по-прежнему можно встретить следы особых молитв.