Листая книжные страницы

Как привить любовь к чтению в эпоху социальных сетей и гаджетов. Советуют преподаватели гимназии имени Е.М. Примакова.

Нас все время пугают, что современные дети разучились читать, их теперь больше интересуют социальные сети, ролики на Youtube и компьютерные игры. Наверняка мы давно уже не самая читающая страна, но педагоги литературы утверждают, что нечитающие дети – это миф. Просто теперь дети и подростки все чаще обращаются не к бумажным носителям, а электронным. Мы поговорили с преподавателями литературы гимназии имени Е.М. Примакова о том, как привить детям любовь к чтению, открыть для них красоту русской и зарубежной классики, помочь находить в череде современных бестселлеров действительно достойные книги.

Чтение – не самый легкий процесс получения информации, тем более, когда под рукой Интернет, радио, телевидение. В отличие от кино, где ты все получаешь в готовом виде, книга – сложно структурированная вещь, требующая интеллектуальной работы и времени. Литературный критик Галина Юзефович преподает в гимназии курс, посвященный современной детской литературе. О детском чтении она знает не понаслышке, раз в две недели она обсуждает с учениками одно произведение, подробно разбирает и вместе с детьми анализирует, спорит, ищет ответы. «Приучать ребенка к чтению сегодня – это, примерно, как разводить костер под дождем и при сильном ветре: в принципе, возможно, но непросто и требует аккуратности, терпения и чуткого реагирования на фид-бэк со стороны ребенка», – делится она мыслями на своей странице в Фейсбук.

Галина Юзефович ратует за то, чтобы дети сами выбирали книги для чтения, не нужно транслировать на них свой собственный читательский опыт. «Новые детские и подростковые книжки не лучше старых, но лучше подходят этим новым современным детям, привыкшим к бесконечному количеству движущихся картинок и с детского сада разогнанным до второй космической скорости, – пишет она. – Насилуя их «старыми добрыми» Жюлем Верном, Фенимором Купером и Майн Ридом, которых мы по старой памяти считаем воплощением «культурности» и «духовности», а заодно и «счастливого детства», мы рискуем загасить тот самый костер детского чтения, не дав ему разгореться».

Учитель русского языка и литературы гимназии имени Е.М. Примакова Оксана Шаповалова рассказывает, что была приятно удивлена, когда попросила своих учеников дополнить список литературы из школьной программы собственными предпочтениями. Школьники называли имена современных авторов – Аники Тор, Андрея Жвалевского, Евгении Пастернак и других популярных писателей, а в тематике произведений лидировали истории о дружбе, любви, чести и достоинстве. Не стоит обесценивать детские вкусы, советует педагог. Нет ничего дурного в том, что ребенок в пятом классе больше любит читать «Гарри Поттера», а не «Руслана и Людмилу». Заставлять не нужно. Это просто один из читательских этапов.

Не стоит пренебрегать и тем, что школьники XXI века – это дети социальных сетей. Новости они узнают из постов, мнение высказывают с помощью «лайков», а одобрение показывают «перепостами». Поэтому для уроков литературы учителя теперь выбирают новый формат. Так, например, педагог гимназии Лидия Князева проводит интерактивные занятия-семинары, на которых школьники фантазируют, как могла бы выглядеть страничка Ильи Ильича Обломова ВКонтакте, как вел бы свой аккаунт в Инстаграм Андрей Штольц и какие ответы давал бы И.А. Гончаров в интервью ученику 10-го класса. Чтобы разжечь у подростка интерес и желание изучать литературу, нужно дать ему инструменты, которые ему знакомы и близки.

В гимназии также практикуют встречи учеников с современными писателями, ведь общение с автором не просто пробуждает интерес к чтению, оно дает повод к размышлению и позволяет детям понять, что литература – это не «вымерший мамонт прошлого», а живая постоянно развивающаяся структура. Так, в первом полугодии ученики 4–5-х классов встретились со сказочницей Натальей Игнатенко. Выступление писательницы было необычным: сказки сопровождались яркими инсталляциями, сделанными самим автором. Дети получили возможность увидеть героев сказок воочию и даже подержать их в руках, а также принять участие в увлекательной викторине и получить в дар от автора экземпляр красочной сказки с автографом поэта.

Но самое главное, помнить, что любовь к чтению зарождается в семье. Ребенок, который не видит рядом с собой читающего взрослого – маму или папу, и сам читать не будет. Многие увлечения входят в жизнь ребенка через семью и увлечения его родителей. Педагоги и психологи утверждают, что пример родителей во многом определяет отношение ребенка к книге, поэтому рекомендуют в первую очередь обратить внимание на модель своего поведения.

А что же делать, если ребенка все-таки не удалось увлечь чтением?

Французский писатель Бернар Фрио, долго работавший учителем литературы в школе, считает, что в такой ситуации необходимо в любом случае сохранить отношение с книгой. «Не читает, так пусть хоть переставляет их с полки на полку, приносит и раздает их остальным. Чтобы ребенок хоть как-то соприкасался с книгой. Если не интеллектуально, так тактильно, – говорит он. – Пусть он запомнит это ощущение. Мы не знаем, как в дальнейшем у человека жизнь будет развиваться. Вполне возможно, что в какой-то момент он потянется к книге».