От планера к суперджету

В этом году гражданская авиация России отмечает 95-летие. Житель поселка «Новь» Сергей Зимин рассказывает об одном из основателей российской авиации, жившем в наших краях.

9 февраля 1923 года было принято историческое постановление «Об организации Совета по гражданской авиации», ставшей официальной датой рождения гражданского воздушного флота России.

Кто не помнит замечательный комедийный фильм Георгия Данелии «Мимино», главный герой которого в исполнении Вахтанга Кикабидзе мечтал летать на сверхзвуковом пассажирском ТУ-144?!

Всем, в особенности старшему поколению, памятны ТУшки, ИЛы, АНы легендарных авиаконструкторов А.Н. Туполева, С.В. Илюшина, О.К. Антонова. На тех пассажирских самолетах отечественного производства летало полмира под всемирно известным «брендом» «Аэрофлота», среди основателей которого значится и Алексей Владимирович Шиуков, проживавший в поселке «Новь».

Пятнадцатилетний грузинский юноша Алеша Шиукашвили (на русский манер Шиуков), оторвавшись от земли на своем планере в далеком Тифлисе 5 мая 1908 г., опередил на полгода Бориса Илиодоровича Россинского, тем не менее уступив тому первенство и звание дедушки русской авиации по причине, видимо, старта последнего с берега подмосковной Клязьмы против далекой от столицы грузинской Куры. Притом не сильно отстав от всемирно признанных первопроходцев «голубого океана» братьев Уилбура и Орвилла Райт с их полетом в 1900 г.

Родился Алексей Владимирович в 1893 г. в Тифлисе в высокообразованной семье, активно поддерживавшей революционеров-подпольщиков. После успеха с планером увлекался его усовершенствованием, пока в 1912 г. не догнал своим моторным самолетом француза Луи Блерио, впервые перелетевшего Ла-Манш в 1909 г. и открывшего тем самым эру авиации. Поэтому, как только Россия вступила в Первую мировую войну, грузинский юноша, стремившийся в небо, добровольцем вступил в армию, записавшись в летные части. Летал разведчиком, а позже истребителем на французских, английских и даже русских первых образцах военных самолетов. На его счету более 200 боевых вылетов, немало воздушных сражений, сбитый немецкий штурмовик. Был награжден Георгиевским крестом – очень редкой для летчиков Первой мировой боевой наградой.

Большевицкую революцию принял без колебаний, полностью посвятив свои опыт и знания управлению фронтовой авиацией. Занимал командные должности в отдельных военных округах. Во время Великой Отечественной войны готовил летные кадры в Военно-воздушной академии имени Жуковского, служил в штабах ВВС и войсках ПВО. В 1948 г. в возрасте 55 лет ушел в запас в звании полковника.

Старшее поколение моей семьи было очень дружно с Шиуковыми. Алексей Владимирович и его верная спутница жизни Вера Ивановна были, да, пожалуй, и остаются теперь в потомках, в высшей степени гостеприимными людьми. Их дом в поселке «Новь» всегда был полон друзей, знакомых, сослуживцев – летчиков, авиаконструкторов, инженеров и, конечно, земляков из солнечной Грузии. Отличительной особенностью гостеприимства Шиуковых была детвора – сверстники их дочери, тоже Верочки (Алексей Владимирович, обожавший свою жену, не мог расстаться с ее именем даже в дочери), а позже – друзья и подруги их двух замечательных внучек, старшей Ольги и младшей Елены.

Символом гостеприимства Шиуковых стала открытая веранда их дачи, прославившаяся в поселке широкими и шумными грузинского типа застольями! Ту веранду Алексей Владимирович строил с особой любовью, не раз изготавливая и переделывая настольные макеты задуманной перестройки их дачи. «Созидательная жилка» патриарха семейства в полной мере передалась и Вере Алексеевне, которая после смерти родителей в свою очередь выстроила загородный дом, обязательно предусмотрев при нем знаменитую открытую веранду!

Но главным смыслом жизни Алексея Владимировича продолжала оставаться авиация, теперь в проекте махолета – летательного аппарата, приводимого в движение взмахами крыльев наподобие птичьих мускульной силой человека. Первый космонавт планеты Юрий Гагарин посвятил неутомимому изобретателю такие строки: «Алексею Владимировичу с пожеланием, чтобы Ваша птица залетала и получила дальнейшее развитие».

Алексей Владимирович Шиуков скончался в 1985 г. в возрасте 92 лет, к своему счастью, не узнав, что несколькими годами позже на смену милым его сердцу отечественным ТУшкам, ИЛам и АНам стали приходить европейские Airbus и американские Boeing. Вот бы Алексей Владимирович порадовался, что в последние годы отечественная авиационная промышленность уверенными шагами начала свое возрождение и к проверенным ТУ-204 и ИЛ-96 добавились «Сухой Суперджет-100» и МС-21!