Критическое мышление

О важности воспитания у ребенка критического мышления рассуждает учитель истории Областной гимназии им. Е.М. Примакова Анастасия Сухарева.

В эпоху, когда стремительно отмирают старые идеи и суждения, уступая дорогу новым ценностям и идеалам, нельзя рассчитывать на незыблемость профессии учителя. Она, как и мир вокруг, меняется. Появляются новые подходы, методы и даже формы обучения, идет непрерывный поиск адекватных времени педагогических идей.

На своих уроках я использую технологию критического мышления, которая учит ребенка правильной работе с потоком информации в разных областях знаний. Критическое мышление помогает ученикам выработать умение ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим выражать свои мысли (устно и письменно); умение вырабатывать аргументированное собственное мнение; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Современный выпускник должен уметь решать задачи разных уровней.

Но как развить у ребёнка навык критического мышления? Критическое мышление не появляется само по себе. Критическое мышление позволяет грамотно выстраивать и вести дискуссию, диалог. Я часто использую на своих уроках такую форму работы, как «Дебаты». Данная форма позволяет ученикам почувствовать себя равноправными участниками урока, и воспринимать процесс обучения не просто как зазубривание, а как обмен знаниями между учителем и учениками. Современная система образования «освобождает педагога от роли всезнайки, но заставляет принять не менее трудную роль организатора процесса познания».

Безусловно, стремление людей к критичности и самокритичности велико, однако, если человек не умеет правильно использовать критику, то это может привести к критиканству, то есть к не конструктивной критике.

Чтобы добиться какого- либо положительного эффекта, требуется приложить максимум усилий. Каждый новый факт обязательно должен подвергаться критическому и рациональному обдумыванию, в результате чего процесс познания определенно станет более интересным, а что самое главное продуктивным.