Играем - не играем

Дарья Кончаловская продолжает делиться секретами воспитания подрастающего поколения.

Лето мы всегда проводим в Псковской области, в деревне со смешным названием Заноги. Наш любимый теплый бревенчатый дом дышит веками, поколениями. Озеро в десяти секундах, прекрасный сад: все это в настоящей деревне, далекой от всего шума и суеты. Но часто идиллию отдыха портят компьютеры, айфоны и айпады...

И вот в прошлом году мы с мужем решили как-то ограничивать время, проводимое детьми за гаджетами и телевизором. Сначала решили ввести правило «Играем с 6 вечера». Но это привело лишь к тому, что дети бегали и ждали, когда же наступит вечер. И тогда мы решили поступить радикально. Никаких компьютерных игр. Все лето! Я думала, что это будет ужасно, тяжело и дети убьют меня. Но у нас все получилось. В течение недели я объясняла детям зачем мы, вообще, все это задумали. Пыталась донести, как важно, чтобы мозг, привыкший развлекать себя компьютером, отдохнул. Хотя бы летом. Да, сначала, будет скучно, пусто, непонятно чем заняться. Но именно эту пустоту мозг и должен заполнить выдумкой, идеями и размышлениями.

Реакция была спокойной. Правда, не все из шести детей сразу согласились с ограничением. Старший сын прятал телефон в карман. Малыши играли тайком по углам и под одеялами. Но я не собралась устраивать публичную порку с изъятием: «Ребята, я понимаю, что вам сложно, что вам не понятно: как так – играли-играли, а теперь вообще нельзя? Но, я готова ответить на все ваши вопросы и возражения. Может кто-то считает, что мы несправедливы?» И, конечно, со всех сторон вопросы. «Почему? Зачем? Как так все лето не играть»? Проведя неделю в разговорах и объяснениях, дети поняли, что ничего страшного не случилось, отложили телефоны и больше к ним не возвращались.

Летние дни проходили удивительно насыщенно! Дети распаковали давно подаренную игру «Манчкин квест», в которую играли часов десять. Когда я в первый раз ее увидела, целиком разложенную на полу, поняла, что она ничем не отличается от компьютерной, только выполнена в бумажном варианте. После игр дома дети неслись на озеро и проводили там по два-три часа. Стали топить баню каждый день, сидели там, болтали до вечера. Жизнь и без гаджетов, оказалась интересной и богатой. Через пару недель Федя – один из старших сыновей – сказал мне: «Ты знаешь, если бы сейчас можно было играть, я б сидел в телефоне, а мне сейчас так интересно помогать тебе тут жарить блины и готовить завтрак. И это так прикольно!» Это была лучшая похвала и награда.

По дороге в Москву мы решили придумать новое правило для гаджетов и телевизора. И, кстати, пользуемся им уже год. Все очень просто: игровой день – не игровой день – игровой – не игровой. Дни идут друг за другом и их очередность не меняется. Никогда.

При этом по будням условие такое: сначала уроки, потом игры. Но здесь я немного уступаю – дети приходят из школы после 15.00 часов, поэтому мы договариваемся, что они часик играют и смотрят все, что хотят, а потом уроки. Успеют сделать уроки до ужина – играют еще. Это их день. Следующий день – неигровой. А значит, дети берут настольные игры, лего, бумагу и куклы – и, вперед, заниматься. Это как раз то время, когда я могу с ними пообщаться, поиграть и побеситься. Конечно, время от времени от детей поступают «рационализаторские» предложения передвинуть дни местами. Или, например, поиграть в машине, когда она ползет со скоростью 5 км/час в пробке. «Ребят, не забывайте, что вся эта идея нами придумана, чтоб вы давали головушке отдохнуть и развеяться. Давайте сохраним традицию?» И дети выуживают из памяти все игры: в слова, считаем машины одного цвета или пробуем быстро прочитать названия улиц. Дочка Ася любит слушать мюзиклы и громко петь в такт.

Недавно моя семилетняя дочурка пришла домой из школы и заявила: «Так, сегодня неигровой день, поэтому мама, я буду строить домик из зонтиков и приглашу тебя на спектакль». А маме только этого и надо!