В ДЕТСКИЙ МИР

Почему взрослые всё чаще читают детские книги? Отвечает Софья Ремез.

Для многих из нас чтение превратилось из удовольствия в неприятную обязанность ещё в школе, когда в 11-летнем возрасте мы узнали историю о том, как глухонемой, глубоко несчастный крепостной утопил любимую собаку. Это был, как выразились бы психологи, «травматический опыт». Произведения, включённые в школьную программу, по большей части, писались не для детей, часто даже не о детях. Многие так и не вернулись к чтению после окончания школы. Но в последние несколько лет взрослые люди, загруженные работой и домашними делами, отдыхают не за просмотром сериалов или игрой в покер, а за чтением детских книг. Интернет заполняется тысяча ми отзывов на подростковые повести и сказки, и это не отзывы мальчишек и девчонок.

«Властелин колец» и «Гарри Поттер» – два «взрослых детских» цикла задали этот тренд. Всё дело в том, что в нашем детстве почти не было книг, свободных от идеологии. Сейчас тяжело перечитывать то, что было так любимо когда-то – натыкаешься на неправду, на искусственный мир, который мы ещё помним, а потому не можем погрузиться в него, как во что-то сказочное. В России в начале XXI века случился настоящий «детлит-бум». Появилось несколько десятков русскоязычных авторов, чьи книги действительно стоят внимания.

Писатель Андрей Жвалевский: «Хорошие детские книги всегда входили в круг чтения взрослых. В «Алису в Стране чудес» можно до конца погрузиться только годам к сорока. Но сейчас действительно ненормальный интерес к детским (особенно – подростковым) книгам. Среди самых успешных писателей, по версии Forbes, трое-четверо стабильно – из этой категории».

Люди, которые пишут книги для детей и подростков, – ровесники сегодняшних родителей, нас с вами. Они талантливы, остроумны, у них растут свои дети, и они ещё не успели забыть собственную юность.

Читать современные детские книги – всё равно, что связать два детства, своё – и своего ребёнка. Вспоминаешь, каким хотел стать, пересчитываешь «ветряные мельницы, с которыми боролся».

Нынешние детские писатели вспоминают своё детство и пишут повести и романы о путешествиях во времени. В ту эпоху, когда они сами были маленькими. Повести Анны Ремез («Пятнадцать», «Кошка с Юпитера и позвоночные»), Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак («Время всегда хорошее»), Евгении Овчинниковой («Мортал комбат и другие 90-е») – отличный повод для интересного разговора с ребёнком о том мире, который сегодня кажется фантастикой.

Комплексы, буллинг, суицидальные мысли, выбор профессии и образа жизни – всё это актуально и для взрослых. Среди лучших «проблемных» детских книг – роман «Я хочу жить» Аделии Амраевой, повесть «Не до того» Ксении Жуковой, повести и сборники рассказов Евгении Перловой («Дай мне руку»), Елены Бороды («Никогда тебя не прощу»), Виктории Ледерман, Нины Дашевской, Антонины Шипулиной. Здесь и смешное, и грустное, близкое и понятное.

Дешёвые любовные романы давно не в тренде. Настоящие романтики читают о путешествиях, об островах, дружбе, одиночестве и взрослении. Роман Елены Ленковской «Мангупский мальчик», повести Евгения Рудашевского «Ворон» или «Островитяне» Тамары Михеевой – как раз об этом.

Писать о самых ярких исторических событиях XX века сейчас, когда почти не осталось свидетелей Великой Отечественной войны или репрессий, очень непросто, но темы эти неисчерпаемы. Подростковые романы «Облачный полк» Эдуарда Веркина или «Сахарный ребёнок» Ольги Громовой вызывают жаркие споры, и это книги-события, истории конкретных людей, которым невозможно не сопереживать.